Возникновение и развитие искусства аранжировки цветов

Цветы оживляют и украшают наше жилище, вносят с собой что-то от волшебства, очарования и аромата природы. Цветы сопутствуют нам постоянно в течение жизни, дарят радость, олицетворяют любовь и внимание.

Создание цветочных композиций имеет историю, восходящую к глубокой древности: к Древнему Египту, Древней Греции и Риму. В античное время высоко ценилось искусство составления венков и гирлянд из цветов, листьев и веток. Они играли большую роль во всех религиозных празднествах и пирах. На свадьбе не только невеста, но и жених и все гости надевали на голову венки. Участники пиршества украшали головы венками преимущественно из плюща и шафрана, так как этим растениям приписывали свойство разгонять хмель.

В более позднее время в Западной Европе для интерьеров эпохи Возрождения было характерно наличие большого количества зелени и цветов. Букеты в то время держали для запаха, а не как украшение. Они были маленькими, чтобы их легко было поместить за корсаж или в петлицу. В стиле барокко использовали контрастные пятна, которые производили впечатление заброшенных зарослей. Большие букеты из цветов в вазах и корзинах появились во времена рококо. Характерные черты стилизованных букетов эпохи барокко и рококо-это одновременное использование полевых и садовых цветов, большое разнообразие декоративных листьев, включение ветвей вечнозеленых растений.

Роскошные вазы, изящные корзиночки, консоли, бутоньерки и жардиньерки являлись непременными атрибутами аранжировки. Обилие цветов позволяло создавать в больших вазах композиции скульптурного характера. Плотная аранжировка пирамидальной или круглой формы составляла единое целое с вазой или консолью. Она являлась прекрасным украшением дворцовых праздников и приемов. При составлении подобного букета акцент делали на цветовое решение. В этих аранжировках часто использовали гирлянды из цветов и листьев.

К середине XVIII в. в России были модны круглый букет "Виктория" и односторонний вертикальный букет "помпадур". "Виктория" был похож на маленькую клумбу, поскольку содержал до 100 цветков. Украшали его кружевной салфеткой. Кроме того, существовали маккартовские букеты, названные так по имени венского художника. Их составляли из крашеных трав, засушенных плодов, ветвей пальмы, искусственных и сухих натуральных цветов. Такой букет, предназначенный для длительного любования, ставили под стеклянный колпак.

Излюбленными местами отдыха были зимние сады, где вечнозеленые круглые деревья в вазонах соседствовали с изящным бассейном или небольшим фонтаном. Предпочтение отдавали растениям, листья которых издавали приятный запах (лавр, буксус, лимон, розмарин), так как рядом с ними легко дышалось. Достаточная влажность воздуха (бассейн, фонтан) создавала благоприятные условия для существования этих прекрасных растений в интерьере.

В XIX в. в моду вошли букеты в стиле бидермейер. В них использовали не только живые, но и засушенные цветы. Для украшения применяли кружева, ленты, рюши, искусственные бабочки и даже чучела птиц. Букеты, выполненные в стиле бидермейер, особенно свадебные, дошли до наших дней.

В начале XX в. под влиянием модерна, когда линия приобрела господствующее значение, на смену круглым деревцам пришли ампельные растения и экзоты, появляющиеся в самых неожиданных уголках интерьера. Композиции в вазах стали более простыми и элегантными, основную роль уделяли пластике стебля и изгибу листа, цветы при этом располагали свободно.

В середине XX в. пробуждается активный интерес к созданию композиций для интерьеров из природных материалов. В современной аранжировке все большее развитие получает долговечная аранжировка из сухих и искусственных цветов и зелени, вспомогательного материала (ветви, коряги, камни). При этом обобщенный природный образ создается лаконичными средствами. Для окраски фактурных растений стали применять аэрограф.
В современные композиции часто вводят объекты из керамики, металла, а также элементы из разнообразных декоративных материалов, которые не должны быть более активными, чем природные компоненты. Неразумное использование материала и обилие неоправданных украшений ведут к нарушению чувства меры, утрате гармонии и красоты.

Отличительной чертой современной аранжировки в интерьере является создание обобщенного природного образа лаконичными средствами. Здесь необходимы ансамблевое единство обстановки, правильная организация объемного пространства, соразмерность с помещением, пластичность и графическая прорисованность форм, гармоничный колорит, но при этом важно учитывать и фон, например занавес, обои и т. д.

   
      
  "К цветку цветок..." Н. Э. Володина, Н. В. Малышева